Трудовое законодательство РФ предусматривает для женщин и лиц с семейными обязанностями специальные гарантии, которые помогают совмещать профессиональную деятельность с воспитанием детей. Эти нормы закреплены в главе 41 Трудового кодекса РФ (статьи 253–264.1).
Перевод на другую работу. По заявлению и при наличии медицинского заключения работодатель обязан снизить нормы выработки или перевести женщину на работу, исключающую вредные факторы. При этом сохраняется средний заработок по прежней должности. Если подходящей вакансии нет, женщину освобождают от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные дни.
Запрет на командировки и сверхурочную работу. Беременных нельзя направлять в командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни.
Неполное рабочее время. По просьбе беременной женщины работодатель обязан установить неполный рабочий день или неделю с оплатой пропорционально отработанному времени.
Отпуск вне графика. Перед отпуском по беременности и родам женщина вправе взять ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя.
Защита от увольнения. Расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя с беременной женщиной можно только в случае ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Посещение врача. При прохождении обязательного диспансерного обследования за беременной сохраняется средний заработок.
Перевод на другую работу при невозможности выполнения прежней. Если у женщины есть ребёнок до 1,5 лет, при невозможности выполнять прежнюю работу она по заявлению переводится на другую должность. Оплата при этом не может быть ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребёнком 1,5 лет.
Перерывы для кормления. Работающим женщинам с детьми до 1,5 лет предоставляются дополнительные перерывы не реже чем через каждые 3 часа. При одном ребёнке — не менее 30 минут, при двух и более — не менее 1 часа. Эти перерывы включаются в рабочее время и оплачиваются в размере среднего заработка.
Ограничения на работу вне графика. Женщин с детьми до 3 лет можно направлять в командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни только с их письменного согласия и при отсутствии медицинских противопоказаний. При этом сотрудницу обязаны в письменной форме ознакомить с правом отказаться от такой работы.
Отпуск по уходу за ребёнком. По заявлению женщины предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до достижения им 3 лет. Право на этот отпуск есть также у отца, бабушки, деда, другого родственника или опекуна, фактически осуществляющего уход.
Работа во время отпуска. Во время отпуска по уходу за ребёнком женщина может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому, сохраняя право на получение пособия.
Защита от увольнения. Расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя с женщиной, имеющей ребёнка до 3 лет, нельзя. Исключение — ликвидация организации или прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем, а также увольнение за виновные действия.
Неполный рабочий день или неделя. По просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя) с ребёнком до 14 лет или ребёнком-инвалидом до 18 лет работодатель обязан установить неполный рабочий день или неделю.
Сокращённая рабочая неделя для женщин в сельской местности. Для них установлена 36-часовая рабочая неделя с сохранением полной оплаты труда (ст. 263.1 ТК РФ).
Дополнительные отпуска. Коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное время для работников с двумя и более детьми до 14 лет, с ребёнком-инвалидом до 18 лет, а также для одинокого родителя, воспитывающего ребёнка до 14 лет.
Запрет на дискриминацию. Запрещается отказывать в приёме на работу или увольнять женщину по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Подтверждение прав. Для реализации многих гарантий (перевод, командировки) требуется письменное заявление и медицинское заключение.
Расширение гарантий. С 1 сентября 2026 года женщинам с детьми до 3 лет при приёме на работу будет запрещено устанавливать испытательный срок.



+7 (3952) 36-16-30
domrebenka_elena@list.ru 








